Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Ваше отношение к выступлению театральных коллективов в дошкольном учреждении?
Всего 16 человек
Голосование
Когда Вы последний раз были в театре с ребенком?
Всего 13 человек
Голосование
Для чего Вы посещаете театр вместе с малышом?
Всего 15 человек
Голосование
Посещаете ли Вы со своим ребенком театр?
Всего 14 человек

Организация педагогического взаимодействия с неполными семьями

Дата: 19 марта в 11:52

Консультация для воспитателей дошкольного образования:

"Организация педагогического взаимодействия с неполными семьями"

Для ребенка семья – целый мир. Мир, в котором учится любить, радоваться, сочувствовать,  взаимодействовать, получает любовь, делает открытия. Всем известно, что именно в семье ребенок получает первоначальные навыки  жить в социальном мире, первоначальный опыт общения.  По данному вопросу большинство психологов и педагогов единогласны в следующем мнении: положение ребенка, растущего в неполной семье трудное, а зачастую и опасное. Опасность выражается в том, что ребенок переживает  из год в год психологический стресс, что в последствии приводит к поведенческим нарушениям, проблемам в эмоционально-волевой сфере, что негативно влияет на развитие и формирование личности. В дальнейшем дети из неполных семей не приспособлены создавать и сохранять  свои семьи, подвержены риску нервно-психических заболеваний, являются нарушителями как человеческих, так и  правовые законы государства, в котором проживает.  Зачастую дети из неполных семей, по сравнению с детьми из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость. Можно перечислить множество проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, но наша задача, как дошкольного учреждения, предотвратить  расстройства детей на психологическом уровне в тот момент, когда можно корректировать мировоззрение, ощущения и восприятия детей.

Прежде чем  как перейти к описанию форм работы в дошкольном учреждении с неполными семьями необходимо раскрыть понятие «неполная семья». Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполные семьи зачастую образуются в результате развода, либо рождения детей вне брака. Как показывает статистика, каждый десятый ребенок рожден вне брака.  Педагогическое общество должно осознавать всю ответственность и серьезность работы с детьми из неполных семей, они должны быть вооружены арсеналом педагогических форм и методов взаимодействия с данной категорией семей.

Необходимым условием воспитания  детей из неполной семьи – компенсационная деятельность взрослых. Это относится не только к близким родственникам, но и к участникам образовательного процесса в дошкольном учреждении. Воспитатели дошкольного образования должны с большей внимательностью наблюдать за детьми из неполных семей для выявления симптомов, сигнализирующих об остром переживании ребенком неприятностей между родителями.

Среди симптомов, которые могут сигнализировать  об остром переживании ребенком неприятностей между родителями являются негативизм, нервозность, чувство вины, аутоагрессия, замкнутость и тому подобное. Недостаток внимания со стороны родителей, понимания и  поддержки с большей вероятностью приводит к эмоциональной нестабильностью ребенка, появлению фобий и повышенному уровню тревожности.

Дошкольное учреждение  ориентировано на удовлетворение потребностей детей и их семей, тем самым обязаны поддерживать родителей, оказывать грамотную консультативную помощь в воспитании ребенка в различных кризисных ситуациях, социальных нестабильностях.

Мастерство педагога  проявляется в умении демонстрирвоать свою поддержку одиноким матерям в стремлении быть хорошим воспитателем для ребенка, даже если это демонстрация искусственная, мотивировать мать на педагогические достижения, замечать и подчеркивать позитивные изменения в ребенке и присваивать  данные успехи к проявлению правильного педагогического подхода матери. Педагог должен корректно наладить связь матери с отцом ребенка, изменить позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка.  Умение переключить мать с собственных обид на интересы ребенка – чем  больше у него родных людей, которые его любят, тем счастливее будет ее малыш, заслуживает высшей степени мастерства педагога.

Педагогический коллектив в своей работе с неполными семьями должны иметь ряд форм и методов:

1. Банк данных о семьях воспитанников;

2. Неформальные беседы о детях (достигнутые успехи ребенка);

3. Систематическое изучение запросов родителей, требований к дошкольному учреждению;

4. Проведение открытых дверей в детском саду;

5. Организация, проведение и участие в внутрисадовских, районных, областных и республиканских конкурсах и фестивалях;

6. Посещение педагогом семей на дому;

7. Организация внутригрупповых досок Почета;

8. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;

9. Привлечение родителей к общественной деятельности;

10. Консультативная помощь специалистов дошкольного учреждения;

11. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;

12. Целевые наблюдения за развитием и формированием детско-родительского общения и особенностями поведения ребенка;

13. Проведение анкетирования, опросов родителей;

14. Проведение тематических, консультативных, внеплановых родительских собраний;

15. Наглядно-педагогическая пропаганда;

16. Совместные с детьми тематические вернисажи (книги, детские работы).

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств, оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных семей свидетельствует, что это возможно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.