Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Ваше отношение к выступлению театральных коллективов в дошкольном учреждении?
Всего 16 человек
Голосование
Когда Вы последний раз были в театре с ребенком?
Всего 13 человек
Голосование
Для чего Вы посещаете театр вместе с малышом?
Всего 15 человек
Голосование
Посещаете ли Вы со своим ребенком театр?
Всего 14 человек

Влияние семейного микроклимата на психоэмоциональное состояние здоровья ребёнка

Дата: 5 марта 2019 в 15:25

«Влияние семейного микроклимата на психоэмоциональное состояние здоровья ребёнка»

Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребёнок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует… Обычная ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной суеты становится теплее на душе и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

       Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребёнку) постоянно одёргивает ребёнка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против воли… Регулярно испытывая на себе такое отношение, у ребёнка часто появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, а также различные пограничные состояния.

       Как же построить отношения с ребёнком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, владению ЗОЖ, но с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.  

Эмоциональное отвержение ребёнка.

Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежелательные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжёлый вариант развития ребёнка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребёнком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Всегда тебе чего-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные, и ты пойдёшь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесёте нечто подобное, ребёнок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушение в эмоциональном развитии появится наверняка.

Несправедливое наказание.

Помните, что значимый взрослый для ребёнка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребёнка за проступки, не разобрав их мотивов.

Неравное (то суровое, то тёплое) отношение родителей к детям.

Это ещё более пагубно, чем неизменная строгость. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребёнок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама, то терпеливо укладывает ребёнка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, это причиняет ребёнку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.

Соперничество с братом или сестрой.

Нарушения психологического микроклимата семьи могут быть связаны с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью к другому ребёнку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем детям и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.

Противоречивые требования.

Если мама хочет от ребёнка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребёнок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка… Ребёнок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во-первых, пусть родители придут к согласию; а во-вторых, убедите ребёнка, что мнение мамы и папы, а также их требования всё-таки должны быть на первом месте.

Неадекватные требования.

Обычно это бич внешне благополучных, культурных семей. От малыша хотят всего сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребёнку навязывают чуждые ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чём-то.

Негативные требования «нельзя».

Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребёнка в униженное, зависимое положение: например, насильное раздевание или требование оправиться при людях (на пляже, детской площадке) – дескать, мал ещё, нечего стесняться. Сюда же относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, - допустим, сказать неправду.

       Итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к Вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье. Одна из главных функций семьи – оказание психологической поддержки. Не забывайте делать комплименты членам Вашей семьи, в том числе детям. Это значительно улучшит их эмоциональное состояние.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.